Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать? Этапы работы над звуком

Главная / Интернет

С чего начать занятия по грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Практически каждого родителя интересует вопрос «когда начинать». Однозначного ответа на этот вопрос не существует, однако многие педагоги предлагают начинать учить звуки как можно раньше, но ребенок должен с интересом относиться к занятиям.

Мышление детей в раннем возрасте наглядно-образное, они не могут освоить такие абстрактные понятия как «звук», «буква», «слово». Если при изучении звуков показывать малышу буквы и пытаться объяснить что это такое, ребёнок будет видеть только набор непонятных палочек-чёрточек. Поэтому изучение звуков желательно «привязывать» к знакомым ему зрительным образам, а сам процесс обучения выстраивать исключительно в игровой форме.

Существует несколько негласных правил, которых нужно придерживаться при обучении ребёнка звукам:

Учить нужно звуки, а не названия букв. Малыша не нужно путать самими понятиями «буква» и «звук». Показывая определённую букву, мы называем только звук: «Это буква М (а не Эм), это буква Л (а не Эл). В противном случае в будущем при составлении слов малыш будет читать «Эл Е Эс» (а не Лес), его прийдётся переучивать, что довольно нелегко. Обратите внимание, что многие электронные говорящие азбуки запрограммированы на произношение не звуков, а букв.

Знакомство ребёнка со звуками стоит начинать с гласных , не вдаваясь в ньюансы, когда некоторые гласные («Я», «Ю», «Е», «Ё») стоят в начале слога и обозначают два звука (так называемые йотированные слоги).

Нет необходимости учить согласные строго по алфавиту. Если у ребёнка возникают трудности с произношением звуков «Р», «Ш», «Ч», «С», «Щ» и др., стоит оставить их изучение на потом. Делайте акцент на согласных, которые можно связать с чем-то близким и знакомым малышу (первая буква в имени родителей, братиков-сестричек, воспитателя).

Занятия должны быть регулярными и желанными. Занятия должны быть ненавязчивыми и до «первой усталости». Постоянный повтор пройденного материала даёт положительные результаты и поддерживает интерес малыша к урокам.

Изучать звуки с самыми маленькими проще всего с помощью:

1. Азбуки с простыми четверостишьями;

2. Кубиков с буквами;

3. Электронной говорящей азбуки;

4. Букв на магнитиках;

5. Рисунков;

6. Детских алфавитов (настенных, в виде простых пазлов);

7. Специальных карточек с картинками.

Для всех вышеперечисленных игровых средств и книжек крайне важно, чтобы картинка, иллюстрирующая букву, была не только интересной малышу, но знакомой и легко запоминающейся.


Для изучения звуков с детками постраше оптимально использовать:

1. Практические пособия-тетради;

2. Обучающие мультфильмы;

3. Развивающие флеш-игры.

Практические пособия-тетради для изучения звуков исполняют двойную функцию:

- рабочей тетради для детей

-тпособия для взрослых

Родители с их помощью экономят своё время на поиск необходимого материала для занятий с ребёнком). Задания в таких тетрадях размещаются в определённой последовательности, выполняя их, ребёнок движется от простого к сложному. Наиболее популярными являются следующие пособия:

Серия пособий «Домашняя логопедическая тетрадь» Азова Е.А., Чернова О.О.

Комплект состоит из тетрадей: «Учим звуки Р-Рь, Л-Ль», «Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Щ-Сь», «Учим звуки З, Зь, Ц» «Учим звуки Ш, Ж».

Каждая тетрадь представляет собой набор чёрно-белых иллюстраций с игровыми упражнениями для изучения наиболее трудных для произношения звуков.

Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Я учу звуки и буквы» Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.

Тетрадь для дошкольников с набором игровых заданий, выполняя которые детки закрепляют знания о звуках и буквах, учатся читать слоги и делать звуковой анализ, писать прописи, готовятся к послоговому чтению.

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто "гласными"). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е , то ли Ё , то ли Ю . Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не "спотыкался" на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.

Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е . Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

  • Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: "Он у нас с двух лет все буквы знает". Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю , не знает Э , Ы , иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
  • От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.

Урок № 1

Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё .

А Я
О Ё

На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.

Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).

Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: "Это — А ". Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: "Это — Я "; потом — "Это — О "; а потом — "Это — Ё ". Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.

Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова "Это..." нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить "это А " или "буква А ". Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.


Урок № 2

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

А Я
О Ё

1-я игра. "Ветер". Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: "Налетел ветер и перемешал всех братиков". Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я , О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

2-я игра. "Прятки". Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: "Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О ? Правильно, под О спрятался Ё ! А под А ? Правильно, Я !"

3-я игра. "Перепрятки". Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. "Ворона". Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: "Ворона летела, летела, летела, летела и... буковку съела". Быстро накройте ладонью одну из букв: "Какую букву ворона съела?" Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: "Рядом с О . Правильно, Ё !" Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. "Карты". Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: "Что это?" Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О , за ней Ё , А Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: "В другой раз доиграем".

Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю , надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

А Я
О Ё
У Ю

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю "

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё ) один раз в день.

Урок № 3

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю ",

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю .

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А — Я . А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А — Я, О — Ё, У — Ю (пока без Ы ,— И ).

Урок № 4

К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И , а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И .

Закрепляющие игры.

Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем — с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

А Я
О Ё
У Ю
Ы И

Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё , а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е . Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания. Важно и то, что буквы Е и Ё , которые дети часто путают, никогда не "встречаются" при показе: когда "пришла" буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже "ушла". Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

У Ю
Ы И
Э Е

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного. Возможно вопрос странный, извиняюсь конечно..
Но правда очень это беспокоит..
Спасибо!

10.05.2015 16:40:29, natka-Lu

А как понять - ребенок уже запомнил букву или нет, если ему еще 4 месяца и он не может говорить

Эта статья соответствует современному уровню представлений о раннем развитии, заданному в книге Читать - раньше, чем ходить в 1995 - 1996 году.
Автор совершенно правильно утверждает:
"Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно."
"Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение."
- То есть, буквы следует изучать, если одновременно вы будете обучать чтению, иначе ребенок быстро забудет буквы.
Какая тут ошибка у автора, если она есть?
Эта ошибка чисто техническая, но она может сыграть роковую роль - сам то автор, видимо, интуитивно в курсе, но он называет "буквы" - буквами, а не буквозвуками, как рекомендуется в системе "настоящего раннего развития Читать - раньше, чем ходить". Из текста видно, что он не исключает называть буквы БЭ, ГЭ, ДЭ и т.п. Но это - категорически исключено в системе Тюленева, который с 80-х годов что нельзя ни одного раза говорить ребенку БЭ, ГЭ и т.п., потому что ребенок мгновенно запоминает и потом ему очень трудно составлять слова из букв БЭ, МЭ, ГЭ и т.п.!
Ещё уточнение.
На вопрос, с какого возраста, автор отвечает, что с двух лет можно начинать:
"Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня."
Это правильно, но начинать по методике Читать - раньше, чем говорить Шароварова и "Читать - раньше, чем ходить" Тюленева можно начинать ещё до года.
Так, в 2002 году на самом деле, зафиксировано, что ребенка по специальной методике можно научить читать уже в полгода - на этой конфе об этом сообщалось.
Вот ещё уточнение. Автор рекомендует:
"Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э - крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е - синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см...."
- для занятий в группе такой размер карточек может пригодиться.
Однако с 1988 года доказано, что могут использоваться карточки гораздо меньшего размера, например, карточки "Азбука гениальности" - Универсальная Развивающая Азбука Методов Интеллектуального развития, сокращенно -УРАМИР - для занятий с новорожденным имеют размеры 7 х 3 см.
В целом же статья замечательная, хотя нет ссылок на первоисточники, и многие из идей и рекомендаций книги Читать - раньше, чем ходить в этой статье либо не усвоены, либо автор о них не знает...
Я считаю, именно вот так, как сделал это Поляков, надо прорабатывать каждый шаг методик раннего развития. :)

ой, прям диссертация целая, я просто учила звуки, а потом учились читать по Жуковой и с мелким и со старшим

С чего начать занятия по грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Практически каждого родителя интересует вопрос «когда начинать». Однозначного ответа на этот вопрос не существует, однако многие педагоги предлагают начинать учить звуки как можно раньше, но ребенок должен с интересом относиться к занятиям.

Мышление детей в раннем возрасте наглядно-образное, они не могут освоить такие абстрактные понятия как «звук», «буква», «слово». Если при изучении звуков показывать малышу буквы и пытаться объяснить что это такое, ребёнок будет видеть только набор непонятных палочек-чёрточек. Поэтому изучение звуков желательно «привязывать» к знакомым ему зрительным образам, а сам процесс обучения выстраивать исключительно в игровой форме.

Существует несколько негласных правил, которых нужно придерживаться при обучении ребёнка звукам:

Учить нужно звуки, а не названия букв. Малыша не нужно путать самими понятиями «буква» и «звук». Показывая определённую букву, мы называем только звук: «Это буква М (а не Эм), это буква Л (а не Эл). В противном случае в будущем при составлении слов малыш будет читать «Эл Е Эс» (а не Лес), его прийдётся переучивать, что довольно нелегко. Обратите внимание, что многие электронные говорящие азбуки запрограммированы на произношение не звуков, а букв.

Знакомство ребёнка со звуками стоит начинать с гласных , не вдаваясь в ньюансы, когда некоторые гласные («Я», «Ю», «Е», «Ё») стоят в начале слога и обозначают два звука (так называемые йотированные слоги).

Нет необходимости учить согласные строго по алфавиту. Если у ребёнка возникают трудности с произношением звуков «Р», «Ш», «Ч», «С», «Щ» и др., стоит оставить их изучение на потом. Делайте акцент на согласных, которые можно связать с чем-то близким и знакомым малышу (первая буква в имени родителей, братиков-сестричек, воспитателя).

Занятия должны быть регулярными и желанными. Занятия должны быть ненавязчивыми и до «первой усталости». Постоянный повтор пройденного материала даёт положительные результаты и поддерживает интерес малыша к урокам.

Изучать звуки с самыми маленькими проще всего с помощью:

1. Азбуки с простыми четверостишьями;

2. Кубиков с буквами;

3. Электронной говорящей азбуки;

4. Букв на магнитиках;

5. Рисунков;

6. Детских алфавитов (настенных, в виде простых пазлов);

7. Специальных карточек с картинками.

Для всех вышеперечисленных игровых средств и книжек крайне важно, чтобы картинка, иллюстрирующая букву, была не только интересной малышу, но знакомой и легко запоминающейся.


Для изучения звуков с детками постраше оптимально использовать:

1. Практические пособия-тетради;

2. Обучающие мультфильмы;

3. Развивающие флеш-игры.

Практические пособия-тетради для изучения звуков исполняют двойную функцию:

- рабочей тетради для детей

-тпособия для взрослых

Родители с их помощью экономят своё время на поиск необходимого материала для занятий с ребёнком). Задания в таких тетрадях размещаются в определённой последовательности, выполняя их, ребёнок движется от простого к сложному. Наиболее популярными являются следующие пособия:

Серия пособий «Домашняя логопедическая тетрадь» Азова Е.А., Чернова О.О.

Комплект состоит из тетрадей: «Учим звуки Р-Рь, Л-Ль», «Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Щ-Сь», «Учим звуки З, Зь, Ц» «Учим звуки Ш, Ж».

Каждая тетрадь представляет собой набор чёрно-белых иллюстраций с игровыми упражнениями для изучения наиболее трудных для произношения звуков.

Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Я учу звуки и буквы» Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.

Тетрадь для дошкольников с набором игровых заданий, выполняя которые детки закрепляют знания о звуках и буквах, учатся читать слоги и делать звуковой анализ, писать прописи, готовятся к послоговому чтению.

Как научить ребенка правильно говорить звук с и другие свистящие звуки: артикуляционная гимнастика, постановка звука с, видео — демонстрация простых и доступных способов постановки звука с, песенки со звуком с.

Многие дети ошибочно произносят трудный для них звук С и другие свистящие звуки (сь. з, зь, ц). Они могут пропускать этот звук или заменять его на другие звуки.
В норме речевого развития к пяти годам дети правильно произносят все звуки родного язык а (за исключением, может быть, звука р, который может появиться чуть позже – в 5,5 лет). Но сейчас редко кто из детей достигает этой нормы. В чем причина?
1. Раньше в каждом детском саду с трех лет и до выпуска из детского сада регулярно проводилась артикуляционная гимнастика со всеми детьми до завтрака, а вечером – индивидуальные упражнения с детьми, которые затрудняются в звукопроизношении. И это делал не логопед, а самый обычный обученный воспитатель! И это были не единичные комплексы, упражнения и игры, а строго обоснованная система обучения речи и произношению звуков. Потому что без системы задачи не решить. Сейчас это уже история, и редко где можно встретить так четко и последовательно выстроенную систему работы воспитателя по звукопроизношению с малышами. Наверное, именно поэтому у современных детей больше проблем с речью.
2. Сейчас намного меньше внимания родители обращают на речь малышей. Часто от ребенка требуют лишь показать что-то: «Где Сатурн? Где Юпитер? Где Эрмитаж?», а не умения выразить СВОИ мысли, СВОИ чувства. Очень часто я слышу: «Да какая разница как он говорит. Главное – понять его можно, и все!». Но ведь речь – это средство самовыражения, общения, познания. И от ее развития зависит успешность всех видов деятельности человека.

Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать?

Как помочь ребенку, если он неправильно произносит звук с и других свистящие звуки? Могут ли родители помочь малышу?
Как правильно, родители ждут 5-летнего возраста и ведут затем малыша к логопеду. Хотя иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи, не дожидаясь пятилетнего возраста. И этот «толчок» нужно делать не в 5-6 лет, когда уже опоздали, а гораздо раньше – в 4-летнем возрасте. А самое главное, что чтобы дать такой толчок совсем не нужно быть экспертом-специалистом! Нужно только знать точную технологию обучения малышей звукопроизношению и ее нюансы.
Для формирования у детей правильного произношения всех звуков родного языка в детских садах проводятся специальные занятия по звукопроизношению для всех детей (Примечание — даже не в логопедических детских садах, а в самых обычных садиках должны регулярно проводиться занятия по звукопроизношению). Если же таких занятий по каким-либо причинам нет, то и дома можно помочь малышу.
Я знаю многих мам и бабушек, которые живя вдали от логопеда, сами справились с проблемой трудных звуков и помогли своим малышам. И знаю многих воспитателей, которые умеют предупредить нарушения речи и помочь ребенку правильно заговорить и научиться выговаривать все звуки родной речи. Все мы в силах помочь малышу и подсказать ему правильный путь!
Но хочу предупредить:
Если у ребенка нет сложных нарушений речи, то тех приемов, о которых я расскажу в этой статье, будет достаточно. И он обрадует и Вас, и себя вдруг появившимся в его речи правильным звуком с или з. И таких детей много! Останется лишь задача сделать правильное произношение звука автоматическим, т.е. автоматизировать правильное произношение данного звука.
Но если у ребенка нарушены все звуки, он делает много грамматических ошибок, речь его невнятная, он говорит с трудом, то без логопеда не обойтись. И чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем лучше будут результаты.
Все артикуляционные упражнения полезны не только детям, у которых звукопроизношение нарушено, но всем дошкольникам, т.к. они развивают артикуляционный аппарат, делают его более подвижным, гибким, учат управлять им осознанно.

Этапы работы над звуком.

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата , нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика,
2. Появление звука — постановка звука,
3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

Первый этап. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)

Как правило, у ребенка, не говорящего звук с или неправильно его произносящего, нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки с, з, ц и мягкий вариант звуков – сь, зь). Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика.
В комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят строго определенные движения артикуляционного аппарата и положения языка, губ, нужные для данной группы звуков, вырабатывают правильную воздушную струю. Поэтому я очень не рекомендую мамам, папам, бабушкам, дедушкам придумывать свои комплексы артикуляционной гимнастики из разных книг и из Интернета. Ведь все комплексы артикуляционной гимнастики составлены отнюдь не случайным образом! Нельзя формировать одновременно противоположные друг другу движения, поэтому в комплексе артикуляционной гимнастики все упражнения дополняют друг друга и нацелены на одну цель – одну группу звуков!
Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно без перерывов. Самое удобное время – перед завтраком утром. На проведение такой гимнастики требуется всего лишь 3-5 минут Вашего времени.
Каждый раз артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме – в форме сказки или рассказа, сопровождаемого упражнениями. Вот здесь Ваша фантазия приветствуется – Вы можете придумать любой сюжет, в который включите данные упражнения, и менять сюжет и героев в соответствии с интересами Вашего малыша!

Советы по проведению артикуляционной гимнастики — это важно знать и выполнять:

За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения. Каждое упражнение выполняется многократно.
Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение , то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку.
Если ребенку трудно даются старые знакомые ему упражнения , то новое упражнение не вводится, а закрепляются старые. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями.
Артикуляционную гимнастику надо делать сидя перед зеркалом – Вы сидите рядом с ребенком лицом к зеркалу и показываете все движения, ребенку хорошо видно Ваше лицо.
Обязательно нужно следить за симметрией лица при выполнении движений гимнастики (движения ребенка должны быть симметричны левой и правой половине лица). Это хорошо видно ребенку в зеркало, и он может отследить, правильно ли он выполняет движение.
Нужно следить во время артикуляционной гимнастики за точностью, плавностью движений, давать ребенку четкие критерии правильности и неправильности выполнения упражнения, исправлять его ошибки, следить за отсутствием лишних побочных движений, за хорошим темпом гимнастики и умением переходить от одного движения к другому. Если же просто формально проводить упражнения, то их проведение бесполезно или малополезно! Ведь артикуляционная гимнастика не зря так называется. Это действительно «гимнастика», в которой важна правильность движений, а не просто игра с язычком! По аналогии: если Вы будете просто лениво крутить руками, то это не будет физкультура или фитнес и не будет иметь хорошего результата для Вашего здоровья! Так же и в артикуляционной гимнастике. Для результата важно качество движений, а не любое движение само по себе.
Упражнения артикуляционной гимнастики, если их выполнять правильно и точно, не легки для большинства детей. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка, не горюйте, что у него не получается с первого раза. Всему нужно учиться! И есть один жизненный закон — всё то, что развивают, развивается! Поэтому всё у Вас еще впереди! Похвалите малыша за то, что у него уже получается – уже можешь делать язык широким, твой язычок уже стал быстро двигаться и т.д.

Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома:
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Колечко. Губы в форме колечка.
Чередование: улыбка – колечко – трубочка.
Спокойное открывание и закрывание рта , губы в улыбке. Не должно быть других лишних движений!
Язык широкий.
Язык узкий.
Чередование: язык широкий – язык узкий.
Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх – вниз.
Чередование движений языка при опущенном вниз кончике языка: отодвинуть язык вглубь рта – приблизить к зубам.

Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков. Если же есть затруднения, то нужно тренировать базовые движения из подготовительного комплекса. Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом.

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков с. з, ц (Разработан Фомичевой М. В.).

Полезные советы:

  • В каждом упражнении я даю описание движений и типичных ошибок (см. «На что надо обратить внимание»). После описания Вы найдете видео всех упражнений.
  • Сначала выполните все эти упражнения сами перед зеркалом, обращая внимание на все нюансы, освойте их, а потом уже разучите их с детьми.
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибку, просто покажите еще раз сами правильный вариант выполнения упражнения, акцентировав внимание на нужном нюансе, опишите ребенку словами, как надо выполнять движений, за чем следить. Дети совершенно спокойно относятся к «ошибкам веселого язычка» и с удовольствием «учат» его делать движения правильно.

Упражнение 1. Загнать мяч в ворота.

Наша задача: в этом упражнении ребенок будет учиться направлять длинную направленную струю воздуха.
Выполнение упражнения:
Положите на стол два кубика – это ворота. И рядом с воротами на стол перед ребенком положите ватный шарик. Ребенок вытягивает вперед губы трубочкой, дует на шарик и пытается загнать его в ворота из кубиков.

Щеки не надувать! Малыш может придержать их руками, чтобы проконтролировать себя.
Струя воздуха должна быть длительной и без перерывов – один длинный выдох.

Упражнение 2. Накажи непослушный язычок.

Наша задача: научить ребенка удерживать язык широким и расслабленным. И продолжать вырабатывать направленную воздушную струю.
Выполнение упражнения:
Ребенок, приоткрывая рот, кладет язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносит пя-пя-пя. Затем он открывает рот и держит язык расслабленным, широким и лежащим на нижней губе.
Я не люблю «наказывать» с детьми язычок, который и так старается изо всех сил заниматься, поэтому делаю это упражнение с малышами в другом сюжете – язычок отдыхает и поет песенку пя-пя-пя. Или предлагаю ребенку сделать массаж язычку: пя-пя-пя. Вы можете придумать и свой сюжет.
На что надо обратить внимание:
Края языка касаются уголков рта – язык действительно очень широкий.
Похлопываем язычок губами несколько раз на одном выдохе, при этом струя воздуха идет плавно, не прерываясь, без задержки дыхания.
Ребенок может проверить правильность выполнения упражнения так — поднесите к его рту ватку, и она будет отклоняться. Детям такая самопроверка всегда очень нравится.

Упражнение 3. Широкий язычок – блинчик.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии.
Выполнение упражнения:
Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в этом состоянии под счет от одного до пяти – десяти. Попробуйте сначала сами!
На что надо обратить внимание, следя за выполнением упражнения в зеркале:
Губы не должны быть в напряженной улыбке – гримасе, они должны быть расслаблены в улыбке.
Нижняя губа не должна подворачиваться.
Язык не должен «убегать» далеко – он просто прикрывает нижнюю губу.
Боковые края языка касаются уголков рта – он расслаблен.
Если упражнение не получится, то надо продолжать делать предыдущее – «накажи язычок». А к этому упражнению вернуться позже.

Упражнение 5. Кто дальше загонит мяч?

Наша задача – мы будем отрабатывать правильную воздушную струю – воздух идет посередине языка, струя воздуха плавная, длительная, непрерывная.
Выполнение упражнения:
Вам понадобится ватка, которую мы будем пытаться загнать подальше. Ватка – это наш «мяч». Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Далее произносить долго звук ф. И сдуть ватку на противоположный край стола.
На что надо обратить внимание:
Нижняя губа не должна натягиваться на нижные зубы.
Щеки не надувать!
Произносить надо звук ф, а не х – именно при звуке ф струя воздуха узкая, как нам и требуется.

Упражнение 6. Почистим зубы.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами – это требуется для произношения свистящих звуков.
Выполнение упражнения:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх.
На что надо обратить внимание:
Губы в улыбке и неподвижны в течение всего упражнения.
При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов.
При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Иногда взрослым артикуляционная гимнастика кажется занудной и неинтересной. Но не для детей! Знаю по собственному опыту, что детям очень нравится смотреть на себя в зеркало, «учить непослушный язычок» и совершенствовать технику выполнения упражнения. Причем всем детям! А если сюжет упражнений менять тогда интерес к ним остается всегда очень большим, и есть своеобразная интрига – что новое будет в этот раз? Ведь сам малыш видит наглядно свои результаты, видит, что у него с каждым разом движение получается всё лучше и лучше, всё точнее и точнее. А еще таким образом малыш исследует самого себя, строение своего тела, что тоже очень увлекает дошкольников.

Сколько времени потребуется на подготовительную работу, сказать заочно просто невозможно. Для одного ребенка достаточно трех раз, для другого – неделю, для третьего – месяц. Но чем лучше развиты органы артикуляционного аппарата, тем быстрее малыш научится произносить правильно все звуки. Поэтому «жалеть» на это времени и спешить не стоит!

Выполнение упражнений комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков Вы можете увидеть в видео ниже.

Видео. Артикуляционная гимастика для свистящих звуков (с, з, ц)

Второй этап. Постановка звука.

На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения. Те же дети, которые не умели его выговаривать, учатся произносить данный звук – «свистеть».
Очень важно, чтобы ребенок осознавал правильность артикуляции звука и мог себя сам проверить. Это возможно уже с 4 лет. И на занятиях по развитию речи всех детей этому обучают (по крайней мере, должны обучать даже в самом обычном детском саду).
Зачем нужны эти знания и умения детям с хорошим звукопроизношением? Для развития у них умения сознательно управлять органами артикуляционного аппарата, для уточнения и закрепления правильного произношения, для более четкой и быстрой работы органов артикуляции, для хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Все эти умения развиваются постепенно и требуют тренировки.

В 4 года ребенок узнает как работают при произношении звуков зубы, губы, язычок в форме сказки – игры «Сказки Веселого язычка».

С 5 лет можно объяснять детям правильную артикуляцию звука уже в привычной нам форме (без сказки) и задавать малышу вопросы: «Как работает ротик? Что делает язычок» и т.д. В старшем дошкольном возрасте уже важно не просто сделать движение и уметь рассказать о правильном выполнении упражнения, но и следить за плавностью и точностью движений, за быстрой переключаемостью к новому движению, за легкостью движений.

Артикуляционную гимнастику с детьми любого возраста можно заканчивать упражнением или игрой со звукоподражанием с данным звуком, которые Вы найдете ниже.

При постановке звука малыш узнает и правильную артикуляцию звука.

Правильная артикуляция звука с.

При правильном произнесении звука с:
Ротик улыбается (углы рта слегка оттянуты),
Зубы сомкнуты,
Кончик языка упирается в нижние резцы (т.е. находится внизу, а не вверху),
Передняя часть спинки языка приближена к альвеолам и образует щель с ними (дети знают альвеолы как «бугорки» на небе, вверху рта),
Посередине языка при произнесении звука образуется желобок, по которому идет воздух.
В отличие от шипящих звуков при произнесении свистящих звуков струя воздуха холодная ! Для того, чтобы определить, какая струя воздуха идет из ротика, нужно поднести ко рту руку ладошкой вниз. Сами произнесите в таком положении звук Ш, а потом звук С, и Вы увидите разницу. Можно показать малышу это различие, подув на его руку при произнесении этих двух звуков. А потом он сам с удовольствием поэкспериментирует, как у него получается – холодная струя воздуха или нет.

Для четырехлетних детей можно провести постановку звука С в форме игры. Предложите малышу покататься на велосипеде. Для этого нам нужно накачать воздухом шины, которые немного спустили воздух. Будем работать насосом и накачивать шины воздухом: ссссс. Покажите сами, как «работает насос» – ссс (покажите артикуляцию этого звука, чтобы ребенок четко видел Ваше лицо). Спросите ребенка: какое положение губ, когда насос свистит? (В улыбке). Видны ли зубы? (Да). Где находится кончик языка? (Внизу, спрятался за нижние зубы). Какой воздух идет – прохладный или горячий? (Прохладный) – поднесите тыльную часть кисти руки ко рту. Сравните со звуком Х – когда воздух теплее при звуке Х или звуке насоса С?
Предложите ребенку «взять насос» (пантомима — воображаемое действие) и «накачать шины насосом» — посвистеть сссс.
Очень часто даже такого уточнения правильного звукопроизношения звука С в игре в «Насос» бывает достаточно, чтобы четырехлетний ребенок начал произносить звук правильно!

Бывает, что «игры в насос» недостаточно и нужно уточнить артикуляцию звука индивидуально, перед зеркалом. При постановке звука по подражанию можно предложить малышу подуть на слегка высунутый широкий язык, подражая Вам. После этого нужно перевести язык за нижние зубы. «Посмотри, где у меня лежит язычок. Ты видишь зубы? Сделай так же. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Прижми широкий язык к передним зубам вверху. Молодец! А теперь прикрой рот и давай подуем. Поднеси руку к подбородку – чувствуешь, как воздух идет?» Приложите ватку к подбородку ребенка так, чтобы на нее попадала струя воздуха. Если ребенок дует слабо, то попросите его подуть сильнее, но щеки не надувать. Так по подражанию у ребенка получится правильный звук с. Повторите такой звук 5-6 раз с паузами.

Не нужно рассчитывать, что появившийся по подражанию звук С сразу же появится в речи ребенка. Для ребенка это всего лишь — звук насоса в игре! Даже на следующий день малыш уже может всё забыть, и Вам придется показать упражнение по постановке звука снова. И попросить его посвистеть как насос, пошуметь как пылесос, подуть и засвистеть как ветер и т.д. Для того, чтобы звук с вошел в речь ребенка, нужны игры и игровые упражнения для его автоматизации, о которых я рассказу в следующей статье. Ведь просто так повторять слова и фразы со звуком малышу совсем не интересно! А еще нужно научить ребенка различать близкие и похожие друг на друга звуки, чтобы их не путать в речи. Об этом мы тоже поговорим в продолжении этой статьи.

А в конце я хочу предложить Вам два видео о постановке свистящих звуков с демонстрацией простых и доступных приемов.

Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео

Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.

Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье

Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.

А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.

Песенки со звуком С. Видео для речевых занятий с детьми.

Песенка про песок — песенка для произнесения изолированного звука сссссс — звукоподражание: как сыпется песок сссс. В дальнейшем ее можно использовать для автоматизации произнесения этого звука во фразах.

Песенка про букву С. Слова со звуком С. Как слепить букву С из буквы О?

До новых встреч!

Еще о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вы можете почитать:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Родители начинают всерьез переживать, если их ребенок не выговаривает букву Р - особенно когда время идет, а прогресса никакого нет. Тогда стараются найти хорошего логопеда, считая, что без его помощи не обойтись и только он может научить детей говорить без дефектов. Не стоит паниковать - с этой проблемой можно справиться и самостоятельно, на специальных игровых уроках по развитию речи дома. Существует разработанная методика артикуляционной гимнастики для звука Р. Если заниматься со своим ребенком, то вскоре можно будет услышать, как он станет выговаривать букву Р ничуть не хуже, чем другие звуки. Веселые уроки доставят массу удовольствия и детям, и взрослым, сблизят членов семьи еще больше.

Некоторые дефекты речи можно устранить в домашних условиях при помощи несложных упражнений. Они будут гораздо удобнее для мамы и ребенка, чем постоянные визиты к логопеду

Общая информация для родителей

Перед тем, как начинать логопедический практикум, родителям нужно обратить внимание на то, что буква и звук – не одно и то же. Проговариваем мы звуки, а буквы пишем (см. также: ). С самого начала до ребенка тоже нужно доносить эту разницу, объясняя и давая правильно сформированные задания (например, «Произнеси звук» или «Напиши букву»). От этого во многом зависит конечный успех, а еще такие знания пригодятся ребенку в школе.

Следует знать и то, что в русском языке буквой Р обозначаются два звука – Р и РЬ. У малышей бывают разные проблемы с их выговариванием. Одни умеют говорить твердое Р, но им не дается мягкая разновидность этого звука (например, «рак» и «рыба» они произносят четко, а вместо «речка» получится «лечка» или «йечка»). Может быть и наоборот. Бывает и так, что ни твердый, ни мягкий звук пока не дается. Перед началом уроков на артикуляцию родителям нужно проанализировать произношение ребенка, чтобы точно знать, над чем работать.

Звук Р довольно сложный. Артикуляционная гимнастика по работе с ним состоит из нескольких этапов – сначала он просто появляется в речи, а со временем ребенок начинает самостоятельно употреблять его в словах и предложениях. Ни один из этапов игнорировать нельзя. Особенно важен последний, закрепляющий, и если от него отказаться, произношение может остаться неустойчивым. Только прохождение полного курса от начала до конца гарантирует, что по окончании ребенок будет четко выговаривать букву Р и к школьной программе будет основательно подготовлен.

Немаловажно для успеха придать урокам игровую форму. Никакие уговоры и объяснения, что это надо, не будут стимулировать детей. Их можно лишь заинтересовать, а как? Конечно же, игрой.

Следует также проявить терпение и заниматься каждый день. Систематическая работа и постоянное повторение помогут научить малыша правильной артикуляции и сделать результат стабильным.

Игровой урок на артикуляцию №1

Каждый урок, на котором мы будем учиться выговаривать букву Р, состоит из нескольких упражнений. Первый включает в себя следующие:

  • «Цоканье»;
  • «Индюк»;
  • «Прыжки».

Упражнение - это веселые воображаемые скачки на лошадях. Дети очень хорошо понимают, как нужно цокать языком, чтобы имитировать цоканье лошадиных копыт. Если объяснять, каким образом получается такой звук, то язык нужно по очереди то присасывать, то резко отрывать от твердого неба. Обычно это забавное упражнение приводит детей в восторг, особенно если устраиваются состязания, у кого лошадка быстрее.

Действие упражнения «Индюк» происходит уже на птичьем дворе, куда все прискакали верхом. Перечислим вместе с ребенком всех местных обитателей – куры, гуси, утки; а главный среди них, конечно же, индюк! Он важно ходит по двору и говорит: «Бл-бл-бл!» (здесь нужно воспроизвести звук, который образуется при резком выбрасывании языка между зубами и губами наружу). После этого ребенку нужно повторить «индюшачий разговор».

С птичьего двора, от сердитого индюка, отправимся в дом (предварительно нужно подготовить зеркало и хорошо вымыть руки). Кто живет в домике? (Пусть малыш пофантазирует и выскажет свои версии). В домике живет Веселый Язычок! Домик его – рот, а любимое занятие Язычка – прыгать до потолка. Встанем перед зеркалом, откроем домик-рот и найдем в нем пол и потолок. Вверху, за зубами, есть бугорки, которые малыш может нащупать пальцем (это альвеолы на небе). Альвеолы можно назвать диванчиками для Язычка, которые стоят не на полу, а на потолке. Переходим к упражнению «Прыжки» , когда Язычок прыгает с диванчиков на пол (здесь нужно щелкать языком по альвеолам). Необходимо объяснить малышу, что Язычок должен прыгать именно по «диванчикам», а не за зубами.



Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять перед зеркалом - это необходимо для самоконтроля малыша и для мамы, которая сможет лучше увидеть, правильно ли ребенок делает упражнение

Игровой урок на артикуляцию №2

Когда подключается урок-игра №2, перед началом нужно повторять упражнения из первого курса в течение 4-5 минут. Сюжеты можно менять, чтобы у ребенка не пропадал интерес. После повторения можно осваивать новые упражнения (на них отводится по 5-7 минут):

  • «Кучер»;
  • «Блинчик»;
  • «Любопытный язычок»;
  • «Барабанщик»;
  • «Сорока».

Наша лошадка так резво скачет, как же нам ее остановить? Если ребенок не знает про кучера , нужно объяснить ему, кто это такой, а затем вспомнить, как нужно останавливать лошадку. Здесь учим малыша выговаривать звуковое сочетание «тпр» (чтобы звук получился глухим, при губном Р губы должны вибрировать).

Теперь накормим нашего кучера блинчиками – покажем ребенку, как широкий язык «лежит», словно на блюде. Чтобы произнести звук Р, передний край языка должен быть широким, а детям это делать сложновато.



После стольких дел веселый Язычок устал и отправился отдохнуть в свой домик-рот. Нужно показать малышу, как широкий язычок не спеша поднимается и отодвигается за зубы вглубь рта (на «диванчики»). После отдыха Язычок опять отправился погулять (широкий язык выводится на верхнюю губу). Пробегала рядом собачка, напугался Язычок и снова убежал в домик (опять убираем широкий язык за зубы). Собачка исчезла и Язычок опять вышел из дома (широкий язык – на верхнюю губу).

Еще одно любимое занятие Язычка – барабанить . Кончиком языка нужно постукивать по альвеолам за верхними зубами, как при произношении звука Д. Нижняя челюсть остается неподвижной, губы – в улыбке, а широкий передний край языка – за верхними зубами. Проверять правильность выполнения упражнения нужно, поднеся ко рту малыша полоску бумаги. Если она колеблется от ударов языка, значит, все делается верно.

«Сорока» . Сорока-белобока летала-летала, на плетень присела и застрекотала: «Тррррррр!». Начала тихонько, а затем громко. (Широкий язык блинчиком находится у альвеол, звук произносится с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка.)

Игровой урок на артикуляцию №3

Этот урок является уже непосредственно направленным на постановку звука Р. В первую очередь повторяются те упражнения, которые были для ребенка наиболее трудными. Вместе с малышом можно фантазировать и придумывать новые варианты сюжетов, чтобы занятия ему не наскучивали, а были интересными.

Неплохо бы почаще выполнять «Барабанщика» , причем обязательно с проверкой. Ребенок сам должен видеть, насколько правильно оно получается и выговаривает ли он букву Р.

Затем можно добавить упражнение «Заведи мотор» . Язык малыша уже привык к развитию артикуляции, теперь он более подвижен - это очень важно для «Заведения мотора», так как для упражнения нужно уметь совершать вибрацию языком. Чтобы она получилась, используется плоская ручка чайной ложки или указательный пальчик (поэтому перед занятием обязательно нужно хорошо вымыть руки).

«Заводить мотор» учимся многократным проговариванием звука Д (д-д-д-д-д-д). Перед этим ребенку нужно совершить уже знакомое действие – поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки (он делал это, когда Язычок прятялся в домике). Во время «заведения мотора» прямой указательный палец правой руки (или левой, если он левша) малышу необходимо подложить под кончик языка и быстро делать колебательные движения от одного уголка рта к другому и обратно. Такие манипуляции и помогут произносить тот самый рокочущий звук «Дддрррр!», который походит на звук заведенного мотора. Так мы и завели мотор, сели в машину и поехали: «Ддддрррррр!».


Упражнение «Заведи мотор» особенно понравится мальчикам, которые в этом возрасте души не чают в машинах. Когда занятие сопровождается игрой, ребенок гораздо меньше устает

Скороговорки как закрепляющее упражнение

Различные скороговорки и потешки станут дополнительной практикой и помогут ребенку закрепить полученные навыки по выговариванию буквы Р. Они будут развивать и общую артикуляцию, к тому же такой забавный вид повторения всегда доставляет детям огромное удовольствие и заряжает позитивным настроем.

Упражнения со скороговорками можно проводить в виде соревнований между малышом и другими членами семьи независимо от того, сколько кому лет. Примеры скороговорок:

  • Трое трубачей трубят в трубы.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • На горе Арарат растет крупный виноград.
  • На дворе трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул в реку руку Грека, рак за руку Грека – цап.

Есть и другие скороговорки, помогающие научить ребенка правильно произносить звук Р. Веселые потешки и скороговорки можно повторять сколько угодно, в том числе вне запланированного расписания. Это будет способствовать постоянному закреплению пройденного и всегда создаст хорошее настроение.

На видео вы можете посмотреть, как проходят игровые занятия. На нем же представлены примеры более сложных скороговорок.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

© 2024 kotaliti.ru -- Интернет. Безопасность. Программы. Изображения. Полезные советы